Памятка родителям ребенка, имеющего проблемы в развитии

1.   Педагогическую работу нельзя отложить на неопределенное время: начинать регулярные занятия с ребенком нужно как можно раньше и проводить их не эпизодически, а изо дня в день.

2.   С ребенком младшего возраста все занятия должны проходить в игровой форме. Разнообразные познавательные игры расширяют его кругозор, развивают речь. Необходимо заботиться о развитии у детей представлений об окружающем. Большое значение при этом приобретают экскурсии и прогулки, посещение различных зрелищных мероприятий и т.п.

3.   Необходимо вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать малейшую его инициативу. Игровые ситуации, яркие, красочные предметы вызывают интерес у ребенка только в том случае, если взрослый, играя с ним, учитывает его жизненный опыт.

4.   Не стараться предупредить любую попытку ребенка к самостоятельным действиям, тем самым лишая его возможности общения с окружающими. Также дети, страдающие нарушениями интеллекта, способны выполнять простые домашние дела. Например, они могут вытирать пыль, убирать со стола и мыть посуду, поливать из детской лейки цветы и т.п.

5.   На совместных занятиях обязательно следует применять наглядные средства, вовлекать в практическую деятельность самого ребенка. Надо показать ребенку, как выполняется то или иное задание, затем повторить действия вместе с ним. Постепенно в результате игровой, предметно-практической деятельности у ребенка формируется понимание простой, обиходной речи, вырабатываются социальные навыки поведения.

6.   Работа будет иметь смысл только в том случае, если ребенок сможет на практике приложить свои знания. Если ребенок со временем усвоил грамоту, нужно постараться научить его читать названия улиц, вывески, афиши, чтобы он мог ориентироваться, оказавшись вне дома. Родители должны позаботиться о том, чтобы научить ребенка писать свое имя, фамилию, домашний адрес. Это пригодится в дальнейшем в разных бытовых ситуациях.

7.   Если ребенок не справляется с предложенным заданием, родителям не следует настаивать на своем. Целесообразно предложить ему выполнить более легкие действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернуться к заданию, которое ранее было для него трудным. При этом благотворно действует спокойный, негромкий голос, иногда даже шепотная речь. В ходе подобного общения дети легче подчиняются требованиям родителей.

8.   Определенное внимание родителям следует уделять развитию у детей элементарных нравственных понятий. По мере взросления, во время бесед, чтения доступных рассказов, просмотра телепередач значительное место отводится выработке   положительных свойств личности. Внимательное, сочувственное отношение к людям воспитывается и в процессе активной деятельности: «Папа пришел с работы, устал, принеси ему домашние туфли», «Бабушке холодно, укрой ее пледом» и т.п. С детьми должна производиться кропотливая работа, разбор различных примеров поведения, взятых из жизни, чтобы они могли понять, что ценится в человеке, а что порицается и осуждается.

Источник публикации

Обсуждение